[Для родителей] Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними

Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними


В поведении детей – агрессоров и жертв, как правило, наблюдаются наиболее типичные
отклонения от нормы. Существует индикаторы такого поведения.


Памятка для родителей


Ребенок – жертва
 не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит
свободное время дома в полном одиночестве;
 не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка,
долгие беседы по телефону);
 одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не
приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;
 по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какиелибо причины, чтобы не идти в школу;
 задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
 у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в
школу или покончит жизнь самоубийством;
 выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении.
Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах
(младшие братья и сестры, домашние животные);
 выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую
тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи,
украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя,
наркотиков;
 приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими
вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;
 выбирает нестандартную дорогу в школу.


Ребенок – агрессор
 вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);
 типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем его
сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;
 ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками
и взрослыми;
 в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки,
пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);
 приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их
появления;
 группируется со старшими подростками;
 в мгновение ока переходит от довольства к злобе;
 в игре навязывает друзьям свои правила;
 злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;
 игнорирует указания и легко раздражается;
 введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
 не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.


РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И
КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА


Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может
сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на
окружающий социум.
Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей
приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.
В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед
ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации,
заниженной самооценке, суицидальным попыткам.


Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в
то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это
касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и
успеваемостью).

ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком

Слушайте своего ребенка; проводите вместе с ним как можно больше времени; делитесь с ним своим опытом; рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах; если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия

Отложите совместные дела с ребенком; старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате»

В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить

Примите теплую ванну, душ; выпейте чаю; послушайте любимую музыку

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев

Не давайте ребенку играть теми вещами, которыми дорожите; не позволяйте выводить себя из равновесия; научитесь
предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией

К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее

Изучайте силы и возможности своего ребенка; если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад, школу), отрепетируйте все заранее

Типы агрессии у детей и способы построения отношений с ними

Гиперактивно-агрессивный ребенок.


Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными.

Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте у детей умение признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим — сверстникам, взрослым и ко всему живому.

Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение.

Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен

Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.

Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям и знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение

Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

Агрессивно-боязливый ребенок

Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения».

Работайте со страхами, моделируйте, то есть создавайте, опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее; при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

Агрессивно-бесчувственный ребенок


Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к
другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. При этом ему трудно понять, что другому, то есть обиженному,
плохо или больно.

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность — «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди и извинись»,«Погладь по голове», «Пожми руку», «Предложи игрушку обиженному тобой ребенку» и тому подобное).

Рекомендации для родителей, чьи дети подвергаются
моральному унижению со стороны сверстников или взрослых

1.Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не
сделал, чтобы предотвратить случившееся.
2.Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в
отношениях.
3.Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
4.Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.
5.Старайтесь вызвать на доверительный разговор о случившемся и времени
происшествия.
6.Постарайтесь своим поведением вселить веру в свои силы, будущее.
7.Уверьте в конфиденциальности разговора.
8.Скажите ребенку о необходимости выражать свои чувства и что это естественно.
Каждый имеет право на любые чувства, которые у него возникают.
9.Помогите определить основную трудность, проблему.
10.Способствуйте повышению самооценки.
11.Помогите ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним
найдите выход их создавшегося положения.
12.Подскажите ребенку, как и что он должен делать, как реагировать, пока не сможет
мобилизовать свои собственные силы.
13.Приветствуйте позитивное общение со сверстниками и значимыми взрослыми,
поощряйте посещение секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться
от своего постоянного окружения, близких людей.
14.Предложите ребенку различные материалы для творчества, что позволит выразить
чувства, снять напряжение.

Читайте также: