[Для родителей] О подростковом суициде
Суицид – это преднамеренное лишение себя жизни.
Почему ребенок решается на самоубийство?
— нуждается в любви и помощи,
— чувствует себя никому ненужным,
— не может сам разрешить сложную ситуацию,
— накопилось множество нерешенных проблем,
— боится наказания,
— хочет отомстить обидчикам,
— хочет получить кого-то или что-то.
Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида
— потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,
— частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),
— необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,
— постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,
— ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,
— уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,
— нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,
— погруженность в размышления о смерти,
— отсутствие планов на будущее,
— внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.
Признаки готовящегося суицида:
— угрожает покончить с собой,
— отмечается резкая смена настроения,
— раздает любимые вещи,
— «приводит свои дела в порядок».
— становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать,
— живет на грани риска, не бережет себя,
— утратил самоуважение.
Что Вы можете сделать?
-будьте внимательны к своему ребенку,
— умейте показывать свою любовь к нему,
— откровенно разговаривайте с ним,
— умейте слушать ребенка,
— не бойтесь прямо спросить о самоубийстве,
— не оставляйте ребенка один на один с проблемой,
— предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы,
— вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно,
— привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц,
— обратитесь за помощью к специалистам.
— не предлагайте неоправданных утешений,
— не смейтесь над подростком.
Советы внимательным и любящим родителям:
— показывайте ребенку, что вы его любите,
— чаще обнимайте и целуйте,
— поддерживайте в сложных ситуациях,
— учите его способам разрешения жизненных ситуаций,
— вселяйте в него уверенность в себе,
— помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку, увлечения.
Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.
Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.
Эти слова ласкают душу ребенка…
— Ты самый любимый!
— Ты очень много можешь!
— Спасибо!
— Что бы мы без тебя делали!
— Иди ко мне!
— Садись с нами!
— Расскажи мне, что с тобой?
— Я помогу тебе…
— Я радуюсь твоим успехам!
— Чтобы ни случилось, твой дом – твоя крепость!
— Как хорошо, что ты у нас есть!