[Для родителей] О подростковом суициде

Суицид – это преднамеренное лишение себя жизни.

Почему ребенок решается на самоубийство?

— нуждается в любви и помощи,

— чувствует себя никому ненужным,

— не может сам разрешить сложную ситуацию,

— накопилось множество нерешенных проблем,

— боится наказания,

— хочет отомстить обидчикам,

— хочет получить кого-то или что-то.

Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида

— потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,

— частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),

— необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,

— постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,

— ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,

— уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,

— нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,

— погруженность в размышления о смерти,

— отсутствие планов на будущее,

— внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

Признаки готовящегося суицида:

— угрожает покончить с собой,

— отмечается резкая смена настроения,

— раздает любимые вещи,

— «приводит свои дела в порядок».

— становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать,

— живет на грани риска, не бережет себя,

— утратил самоуважение.

Что Вы можете сделать?

-будьте внимательны к своему ребенку,

— умейте показывать свою любовь к нему,

— откровенно разговаривайте с ним,

— умейте слушать ребенка,

— не бойтесь прямо спросить о самоубийстве,

— не оставляйте ребенка один на один с проблемой,

— предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы,

— вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно,

— привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц,

— обратитесь за помощью к специалистам.

— не предлагайте неоправданных утешений,

— не смейтесь над подростком.

Советы внимательным и любящим родителям:

— показывайте ребенку, что вы его любите,

— чаще обнимайте и целуйте,

— поддерживайте в сложных ситуациях,

— учите его способам разрешения жизненных ситуаций,

— вселяйте  в него уверенность в себе,

— помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку, увлечения.

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться  в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей,  посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Эти слова ласкают душу ребенка…

Ты самый любимый!

— Ты очень много можешь!

— Спасибо!

— Что бы мы без тебя делали!

— Иди ко мне!

— Садись с нами!

— Расскажи мне, что с тобой?

— Я помогу тебе…

— Я радуюсь твоим успехам!

— Чтобы ни случилось, твой дом – твоя крепость!

— Как хорошо, что ты у нас есть!

Читайте также: