«ДЕТИ И ОПАСНОСТЬ ОНЛАЙН: ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ. БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!»

Уважаемые родители! Одной из задач является профилактика правонарушений и противоправного, в том числе общественно опасного, поведения несовершеннолетних путем формирования у них законопослушного поведения и правовой культуры.

Сегодня тревогу вызывают современные складывающиеся тенденции: особую актуальность приобретает проблема совершения особо тяжких (общественно опасных) криминальных проявлений со стороны несовершеннолетних. Вы можете часто слышать об этом в средствах массовой информации, и мы стараемся незамедлительно реагировать на такие вызовы.

По данным МВД России, в 2024 году на 86,5% увеличилось число несовершеннолетних, совершивших преступления экстремистской направленности, на 122,7% – совершивших действия террористического характера. Одновременно фиксируется значительный рост количества особо тяжких криминальных проявлений со стороны несовершеннолетних, на 40,4%.  

Поэтому среди актуальных негативных тенденций выделяют рост криминальной активности подростков младших возрастных групп наряду с ростом криминальной активности в сети Интернет в целом (более трети всех преступлений совершается с использованием информационно-телекоммуникационных технологий).

Все чаще фиксируются случаи вербовки детей в сети Интернет (телеграмканалах) для совершения поджогов объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, для подготовки (планирования), осуществления вооруженных нападений на образовательные организации, в том числе под влиянием деструктивных сообществ в сети Интернет.

Отмечается, что преимущественной мотивацией совершения противоправных деяний несовершеннолетними по исполнению задач «кураторов» в сети Интернет остается получение материальной выгоды. Однако в ряде случаев совершению правонарушений способствовали радикальные взгляды и пропаганда русофобии.

Распространение идеологии экстремизма и терроризма среди детей и подростков: определение понятий.

Экстремизм – приверженность к крайним взглядам и мерам (преимущественно в политике), антиобщественному поведению физических или юридических лиц, которое выражается в противоправном использовании насилия или иных крайних форм и методов деятельности по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды, а также ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы и иным идейным мотивам.

Экстремистская идеологи — совокупность взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения политических, расовых, национальных, религиозных и социальных конфликтов.

Терроризм − идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Факторов риска формирования отклоняющихся проявлений в поведении можно выделить: 

− ограниченные возможности удовлетворения актуальных потребностей возраста, в первую очередь из-за дефицита общения. Дефицит общения вызывает у подростка желание его восполнить, и в поисках принимающей компании он может попасть в сети недоброжелателей;

− непринятие в среде сверстников (ученическом коллективе), и, как следствие,

недостаток   общения        в          реальном      мире   толкает         подростка     к          поиску

«единомышленников», тех, кто поддержит его, разделит взгляды и убеждения. 

− ограниченные возможности самореализации в реальной жизни, поиск путей

самопроявления     в          виртуальной            реальности   с          риском          девиантных путей самореализации;

– невысокая критичность мышления в силу возраста, недостаточный жизненный опыт приводят к тому, что подросток окажется неспособен распознать угрозы вовремя.

Знакомство подростка с «новыми» взглядами зачастую происходит в сети Интернет, на сайте конкретной экстремистской организации, интернет-сообщества.

Хочется отметить, что все это происходит не только из-за личностных особенностей, склонностей, но и под влиянием извне. Причем здесь имеет место и опосредованное влияние. Мировоззрение детей и подростков выстраивается под влиянием множества факторов, одним из которых являются тренды массовой культуры и идеология преобладающих в молодежном сообществе субкультур. 

При этом манипулятивное влияние преступников в сети Интернет зачастую специально организовано и тщательно подготовлено. Взрослый не всегда может справиться с давлением внешнего воздействия, попадается под влияние и становится жертвой мошенников, преступников. А мы с вами на собрании говорим о несовершеннолетних, о детях.

 Особенности      распространения         идей терроризма         и        экстремизма

в детско-подростковой

Преступники прекрасно осведомлены об особенностях своей «целевой группы», понимают особенности возраста, внушаемость, протестность, с одной стороны, а с другой стороны, подросткам внутренне необходимо быть «принадлежным к группе» сверстников, и потребность в самоутверждении хорошо накладывается на декларируемые преступниками «глобальные идеи, способные изменить миропорядок», выделяя персональную роль участника.

Механизмы вовлечения в деятельность преступных сообществ:

  • целенаправленный подбор подростков (с учетом материального, социального,
  • интеллектуального уровня), в т.ч. путем анализа социальных сетей;
  • установление психологического контакта, поддержание доверительных отношений;
  • влияние на сознание, пропаганда идеологии экстремизма и терроризма.

Все взаимодействие осуществляется в виртуальном пространстве. Координация деятельности осуществляется кураторами с помощью закрытых сообществ.

Основной принцип вовлечения:

  • ослабление контроля
  • обмана, угроз, давления, введения в заблуждение
  • за подарок или за определенную плату
  • вовлечения  в игру
  • манипулируют идеологическими установками
  • провоцируют «на слабо», используя желание быть «молодцом» и «героем».

Истинное вовлечение в идеологию экстремизма и терроризма происходит через «встраивание» в систему ценностей человека, внедрение в сознание. Человек начинает принимать «внутренне» разрушительные идеи деструктивных сообществ, верить в их реальность и действенность.

Что касается подростков, обращаем ваше внимание, что наряду с пропагандой, манипуляциями идеологическими установками, способствующими приверженности экстремистской субкультуре, дети и подростки попадают под преступное влияние из-за обещания материального вознаграждения, или они являются объектом шантажа, получают угрозы, становятся участниками игр и «челленджей».

Важно отметить, что подростки, вовлеченные в деятельность экстремистских и террористических сообществ, идейно поддерживающие их, составляют устойчивые, хорошо организованные группы, координирующие свою деятельность в соцсетях, закрытых сообществах. В такие группы входят внешне благополучные несовершеннолетние, которые положительно характеризуются по месту жительства и учебы. Преступления заранее и тщательно ими планируются, притом подготовка проходит практически незаметно для окружающих.

Маркеры вовлечения в экстремистскую деятельность, попадания под влияние запрещенной идеологии

Исходя из опыта взаимодействия экспертного сообщества с обучающимися, изучения существа уголовных дел, связанных с вовлечением несовершеннолетних в деятельность экстремистских и террористических организаций, стало возможным выделить ключевые маркеры вовлечения в экстремистскую деятельность или попадания под влияние запрещенной идеологии:

  • изменение манеры поведения − начинает вести себя новым, не характерным для него, образом, появляется (замкнутость, отрешенность), скрытность в отношении ежедневной занятости и планов, резкость, грубость − все это объясняется новыми установками и правилами жизни;
  • сокрытие виртуальной жизни: скрытность коммуникаций и контактов в сети, удаление родителей / друзей из контактов; изменение внешнего вида (может появиться неопрятность), изменение стиля одежды − обучающиеся начинают носить более темную, неяркую одежду или выбирают вещи только определенных цветов;   
  • появились признаки приверженности к определенной субкультуре, специфическая символика;
  • возможно изменение характера − изменение характера: с одной стороны, высокая раздражительность, замкнутость, закрытость, обучающийся не дает понятных ответов на вопросы о делах, событиях и жизни, а с другой стороны, скромный молодой человек становится слишком высокомерным, резким, самоуверенным;
  • изменение отношения к учебе − отмечается безразличие к учебной, групповой
  • и общественно-полезной деятельности, появляются пропуски учебных занятий.

Будьте внимательны если у ребенка появились деньги, новая техника, гаджеты, которые вы ему не покупали.

Маркеры вовлечения в экстремистскую деятельность, попадания под влияние запрещенной

Отдельное внимание следует уделить (и это легко идентифицируется родителями при условии достаточного внимания к своим детям):

 изменению социального окружения: появились новые друзья, знакомые, которые не относятся к той среде, в которой рос обучающийся, или взрослые знакомые, старше самого обучающегося; «новые» знакомые стараются не контактировать с членами семьи и близким окружением обучающегося, скрывают сведения о своих семьях и своей прошлой жизни, общение с «новыми» друзьями чаще всего происходит в онлайн-формате; у обучающегося и «новых» знакомых присутствует очевидное несовпадение интересов и друзей.

Изменение интересов: в разговоре ребенок может высказываться на политические и социальные темы, дает крайние суждения с признаками нетерпимости. Говорит о неравенстве, дискриминации, возмездии и наказании за несправедливое отношение.

Будьте внимательны, если заметили, что: в речи ребенка появился специфический сленг и новые слова, которые отличаются от ранее использованных и не характерны для его окружения и семьи, в том числе жаргонная лексика с признаками национального превосходства, восхваление идей радикализма и экстремизма; ребенок много времени проводит за компьютером, в т.ч. читает много литературы, не относящейся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;  на компьютере ребенка встречаются ссылки или файлы с текстами, роликами или изображениями экстремистско-политического содержания; увеличилась активность в соцсетях: много публикаций, репостинг (пересылка в социальных сетях) цитат, статусов, хештегов, изображений деструктивных сообществ.

Меры противодействия в семье

1. ПРЕДУПРЕДИТЬ 

Информировать подростков об активизации деятельности террористические организации по вербовке несовершеннолетних в свое сообщество, рассказать об уголовной ответственности.

Уголовная ответственность предусмотрена за следующие правонарушения и преступления: 

террористический акт;

прохождение          обучения     в          целях осуществления       террористической деятельности;

участие в террористическом сообществе;

несообщение о преступлении;

заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма;

финансирование незаконного вооруженного формирования.

Здесь следует обратить внимание, что призывы (репосты в социальных сетях тоже относятся), ложное сообщение о теракте, перевод средств на счета преступников и т.д., что на первый взгляд может казаться баловством или несущественным действием – это все уголовные, в том числе тяжкие и особо тяжкие преступления,  за которые предусмотрено реальное тюремное заключение на длительные сроки!

2. НАУЧИТЬ

  • Не отвечать на сомнительные предложения и сообщения от незнакомых людей.
  • Быть подозрительным, особенно, если собеседник требует сохранить тайну переписки.
  • Не разглашать личные данные, сведения о месте жительства, номер телефона  в социальных сетях, компьютерных играх и т.д.
  • Избегать репостов в сети непроверенной информации.
  • Научите сообщать родителям или педагогам о любых предложениях (заработка, предоставления услуг, включение в сообщество) от незнакомых или малознакомых людей!

3. КОНТАКТИРОВАТЬ

Всегда интересуйтесь делами ребенка, с кем дружит, с кем переписывается в сетях.

Поддерживайте контакты с друзьями и одноклассниками ребенка, а также их родителям.

Как противостоять угрозе?

Не паникуйте! Следует успокоиться и продумать диалог с ребенком.  Запаситесь терпением!

Не обвиняйте ребенка! Это может спровоцировать обратную реакцию, которая только усугубит ситуацию.

Установите доверительный контакт, диалог, расскажите о своих переживаниях, что вас заботит его безопасность и благополучие. Выскажите свои намерения помочь в любой ситуации и при любых условиях! 

Обсудите сложившуюся ситуацию со специалистом (например, с психологом школы (колледжа)), обратитесь на горячую линию (телефон доверия), обратитесь в полицию в случае активности преступного сообщества по вовлечению ребенка  в деструктивную деятельность. Специалисты помогут Вам понять, насколько серьезна проблема и дадут рекомендации по ее разрешению.

Универсальные советы родителям

  1. Интересуйтесь жизнью ребенка и оказывайте ему поддержку. 
  2. Обсуждайте новости, информационные поводы. Если Вы обсуждаете с ребенком новость о последствиях рискованного поведения, дайте ребенку понять, что его жизнь, здоровье, безопасность ценны для Вас.
  3. Показывайте личный пример! Будьте примером для подражания, следуйте тем же принципам, которым учите детей. 
  4. Побуждайте ребенка дома больше разговаривать. В разговоре акцентируйте внимание на сильных сторонах вашего ребенка, компенсируя этим его недостатки.
  5. Спрашивайте мнение своего ребенка. Формируйте его способность критически осмыслять информацию. 

Как построить доверительный разговор с ребенком:

  • Введите семейную традицию ежедневного разговора: интересуйтесь делами ребенка, его настроением, переживаниями (не обесценивая их).
  • Делитесь с ребенком тем, что считаете важным в жизни и ценным в людях, транслируйте ценности жизни и позитивные ориентиры личным примером, не принижайте ценности, которыми он от Вас отличается.
  • Признавайте свои ошибки перед ребенком. Помогайте ребенку исправить неправильный поступок.
  • Разговаривайте с ребенком в тоне уважения и сотрудничества!

Помните, что «родители воспитывают своих детей даже тогда, когда их нет дома» (А.С. Макаренко).

Полезные ссылки и материалы:

  1. Навигатор для современных родителей – федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей Растимдетей.рф: http://www.растимдетей.рф
  2. Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков  и их родителей (бесплатно, круглосуточно, анонимно):

Всероссийский детский телефон доверия: 8-800-2000-122 Горячая линия Минпросвещения России: 8-800-600-31-14

Портал для ответственных родителей и тех, кто хочет ими стать, поддерживаемый Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

  • ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»: http://www.fcprc.ru  

Специализированные страницы сайта Центра защиты прав и интересов детей «Поддержка детства», «Твое право», «Информационная безопасность», «Ценность жизни» и «Ответственное поведение – ресурс здоровья» содержат полезные материалы, информацию о профилактике социально-негативных явлений.

Читайте также: