«ДЕТИ И ОПАСНОСТЬ ОНЛАЙН: ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ. БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!»
Уважаемые родители! Одной из задач является профилактика правонарушений и противоправного, в том числе общественно опасного, поведения несовершеннолетних путем формирования у них законопослушного поведения и правовой культуры.
Сегодня тревогу вызывают современные складывающиеся тенденции: особую актуальность приобретает проблема совершения особо тяжких (общественно опасных) криминальных проявлений со стороны несовершеннолетних. Вы можете часто слышать об этом в средствах массовой информации, и мы стараемся незамедлительно реагировать на такие вызовы.
По данным МВД России, в 2024 году на 86,5% увеличилось число несовершеннолетних, совершивших преступления экстремистской направленности, на 122,7% – совершивших действия террористического характера. Одновременно фиксируется значительный рост количества особо тяжких криминальных проявлений со стороны несовершеннолетних, на 40,4%.
Поэтому среди актуальных негативных тенденций выделяют рост криминальной активности подростков младших возрастных групп наряду с ростом криминальной активности в сети Интернет в целом (более трети всех преступлений совершается с использованием информационно-телекоммуникационных технологий).
Все чаще фиксируются случаи вербовки детей в сети Интернет (телеграмканалах) для совершения поджогов объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, для подготовки (планирования), осуществления вооруженных нападений на образовательные организации, в том числе под влиянием деструктивных сообществ в сети Интернет.
Отмечается, что преимущественной мотивацией совершения противоправных деяний несовершеннолетними по исполнению задач «кураторов» в сети Интернет остается получение материальной выгоды. Однако в ряде случаев совершению правонарушений способствовали радикальные взгляды и пропаганда русофобии.
Распространение идеологии экстремизма и терроризма среди детей и подростков: определение понятий.
Экстремизм – приверженность к крайним взглядам и мерам (преимущественно в политике), антиобщественному поведению физических или юридических лиц, которое выражается в противоправном использовании насилия или иных крайних форм и методов деятельности по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды, а также ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы и иным идейным мотивам.
Экстремистская идеологи — совокупность взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения политических, расовых, национальных, религиозных и социальных конфликтов.
Терроризм − идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Факторов риска формирования отклоняющихся проявлений в поведении можно выделить:
− ограниченные возможности удовлетворения актуальных потребностей возраста, в первую очередь из-за дефицита общения. Дефицит общения вызывает у подростка желание его восполнить, и в поисках принимающей компании он может попасть в сети недоброжелателей;
− непринятие в среде сверстников (ученическом коллективе), и, как следствие,
недостаток общения в реальном мире толкает подростка к поиску
«единомышленников», тех, кто поддержит его, разделит взгляды и убеждения.
− ограниченные возможности самореализации в реальной жизни, поиск путей
самопроявления в виртуальной реальности с риском девиантных путей самореализации;
– невысокая критичность мышления в силу возраста, недостаточный жизненный опыт приводят к тому, что подросток окажется неспособен распознать угрозы вовремя.
Знакомство подростка с «новыми» взглядами зачастую происходит в сети Интернет, на сайте конкретной экстремистской организации, интернет-сообщества.
Хочется отметить, что все это происходит не только из-за личностных особенностей, склонностей, но и под влиянием извне. Причем здесь имеет место и опосредованное влияние. Мировоззрение детей и подростков выстраивается под влиянием множества факторов, одним из которых являются тренды массовой культуры и идеология преобладающих в молодежном сообществе субкультур.
При этом манипулятивное влияние преступников в сети Интернет зачастую специально организовано и тщательно подготовлено. Взрослый не всегда может справиться с давлением внешнего воздействия, попадается под влияние и становится жертвой мошенников, преступников. А мы с вами на собрании говорим о несовершеннолетних, о детях.
Особенности распространения идей терроризма и экстремизма
в детско-подростковой
Преступники прекрасно осведомлены об особенностях своей «целевой группы», понимают особенности возраста, внушаемость, протестность, с одной стороны, а с другой стороны, подросткам внутренне необходимо быть «принадлежным к группе» сверстников, и потребность в самоутверждении хорошо накладывается на декларируемые преступниками «глобальные идеи, способные изменить миропорядок», выделяя персональную роль участника.
Механизмы вовлечения в деятельность преступных сообществ:
- целенаправленный подбор подростков (с учетом материального, социального,
- интеллектуального уровня), в т.ч. путем анализа социальных сетей;
- установление психологического контакта, поддержание доверительных отношений;
- влияние на сознание, пропаганда идеологии экстремизма и терроризма.
Все взаимодействие осуществляется в виртуальном пространстве. Координация деятельности осуществляется кураторами с помощью закрытых сообществ.
Основной принцип вовлечения:
- ослабление контроля
- обмана, угроз, давления, введения в заблуждение
- за подарок или за определенную плату
- вовлечения в игру
- манипулируют идеологическими установками
- провоцируют «на слабо», используя желание быть «молодцом» и «героем».
Истинное вовлечение в идеологию экстремизма и терроризма происходит через «встраивание» в систему ценностей человека, внедрение в сознание. Человек начинает принимать «внутренне» разрушительные идеи деструктивных сообществ, верить в их реальность и действенность.
Что касается подростков, обращаем ваше внимание, что наряду с пропагандой, манипуляциями идеологическими установками, способствующими приверженности экстремистской субкультуре, дети и подростки попадают под преступное влияние из-за обещания материального вознаграждения, или они являются объектом шантажа, получают угрозы, становятся участниками игр и «челленджей».
Важно отметить, что подростки, вовлеченные в деятельность экстремистских и террористических сообществ, идейно поддерживающие их, составляют устойчивые, хорошо организованные группы, координирующие свою деятельность в соцсетях, закрытых сообществах. В такие группы входят внешне благополучные несовершеннолетние, которые положительно характеризуются по месту жительства и учебы. Преступления заранее и тщательно ими планируются, притом подготовка проходит практически незаметно для окружающих.
Маркеры вовлечения в экстремистскую деятельность, попадания под влияние запрещенной идеологии
Исходя из опыта взаимодействия экспертного сообщества с обучающимися, изучения существа уголовных дел, связанных с вовлечением несовершеннолетних в деятельность экстремистских и террористических организаций, стало возможным выделить ключевые маркеры вовлечения в экстремистскую деятельность или попадания под влияние запрещенной идеологии:
- изменение манеры поведения − начинает вести себя новым, не характерным для него, образом, появляется (замкнутость, отрешенность), скрытность в отношении ежедневной занятости и планов, резкость, грубость − все это объясняется новыми установками и правилами жизни;
- сокрытие виртуальной жизни: скрытность коммуникаций и контактов в сети, удаление родителей / друзей из контактов; изменение внешнего вида (может появиться неопрятность), изменение стиля одежды − обучающиеся начинают носить более темную, неяркую одежду или выбирают вещи только определенных цветов;
- появились признаки приверженности к определенной субкультуре, специфическая символика;
- возможно изменение характера − изменение характера: с одной стороны, высокая раздражительность, замкнутость, закрытость, обучающийся не дает понятных ответов на вопросы о делах, событиях и жизни, а с другой стороны, скромный молодой человек становится слишком высокомерным, резким, самоуверенным;
- изменение отношения к учебе − отмечается безразличие к учебной, групповой
- и общественно-полезной деятельности, появляются пропуски учебных занятий.
Будьте внимательны если у ребенка появились деньги, новая техника, гаджеты, которые вы ему не покупали.
Маркеры вовлечения в экстремистскую деятельность, попадания под влияние запрещенной
Отдельное внимание следует уделить (и это легко идентифицируется родителями при условии достаточного внимания к своим детям):
изменению социального окружения: появились новые друзья, знакомые, которые не относятся к той среде, в которой рос обучающийся, или взрослые знакомые, старше самого обучающегося; «новые» знакомые стараются не контактировать с членами семьи и близким окружением обучающегося, скрывают сведения о своих семьях и своей прошлой жизни, общение с «новыми» друзьями чаще всего происходит в онлайн-формате; у обучающегося и «новых» знакомых присутствует очевидное несовпадение интересов и друзей.
Изменение интересов: в разговоре ребенок может высказываться на политические и социальные темы, дает крайние суждения с признаками нетерпимости. Говорит о неравенстве, дискриминации, возмездии и наказании за несправедливое отношение.
Будьте внимательны, если заметили, что: в речи ребенка появился специфический сленг и новые слова, которые отличаются от ранее использованных и не характерны для его окружения и семьи, в том числе жаргонная лексика с признаками национального превосходства, восхваление идей радикализма и экстремизма; ребенок много времени проводит за компьютером, в т.ч. читает много литературы, не относящейся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм; на компьютере ребенка встречаются ссылки или файлы с текстами, роликами или изображениями экстремистско-политического содержания; увеличилась активность в соцсетях: много публикаций, репостинг (пересылка в социальных сетях) цитат, статусов, хештегов, изображений деструктивных сообществ.
Меры противодействия в семье
1. ПРЕДУПРЕДИТЬ
Информировать подростков об активизации деятельности террористические организации по вербовке несовершеннолетних в свое сообщество, рассказать об уголовной ответственности.
Уголовная ответственность предусмотрена за следующие правонарушения и преступления:
террористический акт;
прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности;
участие в террористическом сообществе;
несообщение о преступлении;
заведомо ложное сообщение об акте терроризма;
публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма;
финансирование незаконного вооруженного формирования.
Здесь следует обратить внимание, что призывы (репосты в социальных сетях тоже относятся), ложное сообщение о теракте, перевод средств на счета преступников и т.д., что на первый взгляд может казаться баловством или несущественным действием – это все уголовные, в том числе тяжкие и особо тяжкие преступления, за которые предусмотрено реальное тюремное заключение на длительные сроки!
2. НАУЧИТЬ
- Не отвечать на сомнительные предложения и сообщения от незнакомых людей.
- Быть подозрительным, особенно, если собеседник требует сохранить тайну переписки.
- Не разглашать личные данные, сведения о месте жительства, номер телефона в социальных сетях, компьютерных играх и т.д.
- Избегать репостов в сети непроверенной информации.
- Научите сообщать родителям или педагогам о любых предложениях (заработка, предоставления услуг, включение в сообщество) от незнакомых или малознакомых людей!
3. КОНТАКТИРОВАТЬ
Всегда интересуйтесь делами ребенка, с кем дружит, с кем переписывается в сетях.
Поддерживайте контакты с друзьями и одноклассниками ребенка, а также их родителям.
Как противостоять угрозе?
Не паникуйте! Следует успокоиться и продумать диалог с ребенком. Запаситесь терпением!
Не обвиняйте ребенка! Это может спровоцировать обратную реакцию, которая только усугубит ситуацию.
Установите доверительный контакт, диалог, расскажите о своих переживаниях, что вас заботит его безопасность и благополучие. Выскажите свои намерения помочь в любой ситуации и при любых условиях!
Обсудите сложившуюся ситуацию со специалистом (например, с психологом школы (колледжа)), обратитесь на горячую линию (телефон доверия), обратитесь в полицию в случае активности преступного сообщества по вовлечению ребенка в деструктивную деятельность. Специалисты помогут Вам понять, насколько серьезна проблема и дадут рекомендации по ее разрешению.
Универсальные советы родителям
- Интересуйтесь жизнью ребенка и оказывайте ему поддержку.
- Обсуждайте новости, информационные поводы. Если Вы обсуждаете с ребенком новость о последствиях рискованного поведения, дайте ребенку понять, что его жизнь, здоровье, безопасность ценны для Вас.
- Показывайте личный пример! Будьте примером для подражания, следуйте тем же принципам, которым учите детей.
- Побуждайте ребенка дома больше разговаривать. В разговоре акцентируйте внимание на сильных сторонах вашего ребенка, компенсируя этим его недостатки.
- Спрашивайте мнение своего ребенка. Формируйте его способность критически осмыслять информацию.
Как построить доверительный разговор с ребенком:
- Введите семейную традицию ежедневного разговора: интересуйтесь делами ребенка, его настроением, переживаниями (не обесценивая их).
- Делитесь с ребенком тем, что считаете важным в жизни и ценным в людях, транслируйте ценности жизни и позитивные ориентиры личным примером, не принижайте ценности, которыми он от Вас отличается.
- Признавайте свои ошибки перед ребенком. Помогайте ребенку исправить неправильный поступок.
- Разговаривайте с ребенком в тоне уважения и сотрудничества!
Помните, что «родители воспитывают своих детей даже тогда, когда их нет дома» (А.С. Макаренко).
Полезные ссылки и материалы:
- Навигатор для современных родителей – федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей Растимдетей.рф: http://www.растимдетей.рф
- Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей (бесплатно, круглосуточно, анонимно):
Всероссийский детский телефон доверия: 8-800-2000-122 Горячая линия Минпросвещения России: 8-800-600-31-14
- Я – родитель: http://www.ya—roditel.ru
Портал для ответственных родителей и тех, кто хочет ими стать, поддерживаемый Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»: http://www.fcprc.ru
Специализированные страницы сайта Центра защиты прав и интересов детей «Поддержка детства», «Твое право», «Информационная безопасность», «Ценность жизни» и «Ответственное поведение – ресурс здоровья» содержат полезные материалы, информацию о профилактике социально-негативных явлений.
