Наименование образовательной программы | Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) |
Уровень образования | Начальное, основное общее образование |
Форма обучения | Очная |
Нормативный срок обучения | 13 лет |
Государственная аккредитация образовательной программы (при наличии), общественная, профессионально-общественная аккредитация образовательной программы (при наличии), срок их действия | В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной программы не проводится. Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась |
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение) | русский |
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой | Речь и альтернативная коммуникация (1 дополнительный, 1-8 классы) Математические представления (1 дополнительный, 1-8 классы) Окружающий природный мир (1 дополнительный, 1-8 классы) Человек (1 дополнительный, 1-8 классы) Домоводство (3-8 классы) Окружающий социальный мир (1 дополнительный, 1-8 классы) Музыка и движение (1 дополнительный, 1-8 классы) Изобразительная деятельность (1 дополнительный, 1-8 классы) Адаптивная физкультура (1 дополнительный, 1-8 классы) Труд (технология) (6-8 классы) Коррекционные курсы «Сенсорное развитие» (1 дополнительный, 1-8 классы) Коррекционные курсы «Предметно-практические действия» (1 дополнительный, 1-8 классы) Коррекционные курсы «Двигательное развитие» (1 дополнительный, 1-8 классы) Коррекционные курсы «Альтернативная и дополнительная коммуникация» (1 дополнительный, 1-8 классы) Внеурочная деятельность «Разговоры о важном» (1 дополнительный, 1-8 классы) Внеурочная деятельность «Деятельность по развитию навыков самообслуживания и независимости в быту» (1 дополнительный, 1-8 классы) |
Практика, предусмотренная образовательной программой | Не предусмотрено |
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | При реализации образовательной программы используется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии |
Описание образовательной программы | Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) (далее — АООП УО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — Стандарт), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35850), федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) (далее – ФАООП УО (вариант 2)), утвержденной приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 N 71930). Содержание АООП УО представлено учебно-методической документацией (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). АООП адаптируется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, поэтому включает несколько учебных планов, которые формируются с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК). Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся. В основу разработки АООП УО заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АООП УО реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. Структура АООП УО включает целевой, содержательный и организационный разделы в соответствии с требованиями Стандарта. Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает в пролонгированные сроки образование по АООП УО (варианты 2), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья. АООП УО (вариант 2), при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития; далее — СИПР), в ней может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальных, учитывающих образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью. АООП для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее — ИПРА) в части создания специальных условий получения образования. Определение вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации |
Информация об учебном плане | Учебный план АООП НОО |
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы) | Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» относится к образовательной области «Язык и речевая практика». Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации». Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относится к образовательной области «Математика» Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Рабочая программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления», «Конструирование». Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир природы» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относится образовательной области «Окружающий мир». Цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Курс «Окружающий мир природы» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе. Рабочая программа по предмету «Человек» разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Задачи учебного предмета: формировать представления о себе, осознание общности и различий с другими; формировать представления о собственном теле; учить распознавать свои ощущения и обогащать сенсорный опыт; развивать способность осознавать и выражать свои интересы Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относится в образовательной области «Искусство». «Музыка и движение» – учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Цель – приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Рабочая программа «Сенсорное развитие» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Содержание курса «Психокоррекционные занятия» зависит от особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью. Поскольку эти потребности различаются в зависимости от глубины имеющегося отставания, а также зависят от индивидуальных особенностей, программа не может быть одинаковой для всех обучающихся. Поэтому программа носит вариативный характер. Она строится по модульному принципу, позволяющему психологу на основе стартовой диагностики конструировать реальную программу психокоррекционных занятий, исходя из достигнутого уровня и потенциальных возможностей обучающихся. Программа «Развитие устной и письменной коммуникации» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа коррекционных курсов направлена на повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала по русскому языку. Содержание индивидуальных занятий направлено на развитие и коррекцию (исправление, восстановление) определенных функций, процессов, способностей, навыков. Содержание индивидуальных коррекционных занятий максимально приближено к содержанию программы по русскому языку. Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано с учетом методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с нарушением интеллекта. Курс реализуется на протяжении всего периода обучения и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность. Многократное воспроизведение детьми усвоенных операций и действий способствует формированию у них стойких навыков и умений. |
Информация о календарном учебном графике | Годовой календарный учебный график |
Информация о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами | 0 учащихся |
Адаптированная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)